?

Log in

No account? Create an account
Павел Мунтян
koms
.......... ............
Павел Мунтян [userpic]
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРО МУЛЬТИКИ

письмо в формате PDFИдея написать это открытое письмо родилась, когда у меня внутри просто все кипело от негодования. Эмоции поутихли, но желание рассказать всю сермяжную правду не прошло. Настоящим посланием обращаюсь не только к тем, кто рисует и режиссирует мультфильмы, но также и к тем, кто их смотрит. Чтобы знали, что к чему.

вся правда о мультипликации




ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРО МУЛЬТИКИ


Идея написать это открытое письмо родилась, когда у меня внутри просто все кипело от негодования. Эмоции поутихли, но желание рассказать всю сермяжную правду не прошло. Настоящим посланием обращаюсь не только к тем, кто рисует и режиссирует мультфильмы, но также и к тем, кто их смотрит. Чтобы знали, что к чему.

Сперва кратко: почему вскипело и что подтолкнуло. В ЖЖ наткнулся на пост Андрея Кузнецова (akuaku) «Анимация в кризисе, или какой путь порочнее». Пост ссылается на одноименную статью режиссера Сергея Меринова в журнале «Аниматограф». Вот эта статья и стала точкой кипения всего моего нутра! Люди, не имеющие даже представления о том, как зарабатывать на мультфильмах, а только сосущие государственное бабло и производящие по большей части неконкурентноспособное кино, рассуждают, какой путь порочнее: создавать фильмы на коммерческой основе или делать кино за госденьги.

Давайте теперь все вместе посмотрим, как устроен наш маленький анимационный мир. Посмотрим, откуда берутся деньги. Посмотрим, как и кто их тратит. Посмотрим, что вообще творится в мире анимации. Самое время — кризис!

Откуда берутся деньги? Деньги на мультфильмы для крупных студий нашей страны берутся из карманов налогоплательщиков. Прежде — Федеральное агентство по культуре и кинематографии, нынче — Министерство Культуры собственной персоной. Именно этот бюджет-пирог и кормит в первую очередь самые главные студии: «Мельница», «Пилот», «Мастер-фильм», «Шар» и т. д. Каждая студия старается как можно больше откусить от пирога. А сейчас, кстати, все приуныли, поскольку к праву денежного дележа подползла студия ЦНФ и все вопросы теперь решаются в ее пользу...

Теперь внимание: злая правда! Все деньги прожираются производством самих фильмов, как правильно выразился Меринов, большим количеством слабого кино, небольшим количеством хороших анимаций и очень редко — шедеврами. А что дальше? Дальше эти «фильмы-шедевры» идут в архивы, ложатся на полки. В связи с тем, что всем посрать с высокой колокольни на нужность этих мультиков зрителю, кино получается таким, что ТВ-каналам просто-напросто не интересно его покупать: эти анимации неконкурентноспособны. Совсем! В основном, это — кино для себя, то есть авторское: мне нравится, а все остальное — безразлично. Зашибись!

Господа режиссеры и аниматоры, неужели вы думаете, что каналы не заинтересуются мультфильмом, имеющим миллионные загрузки в интернете? Конечно, заинтересуются! Но только сделать такое кино (в ногу со временем и совпадающее с интересами зрителя) не так просто. Это и есть конкурентноспособная анимация, которая может и будет продаваться без дополнительных финансовых вливаний. Остальное — не будет! Закон джунглей!

Есть почти столетний опыт работы с медийными продуктами, когда половина бюджета идет на производство, а половина на продвижение. И это нормально, это правильно! Но ведь в нашем случае деньги «государственные» (кстати, наши с вами), поэтому продвижением, по мнению наших таких талантливых режиссеров и авторов, должно заниматься государство. А вот и не так! Хуюшки! Продвижением мультфильма должны заниматься либо сами студии (получающие потом еще и права на мультфильмы, кстати), либо продюсерские центры и компании. Но денег, типа, нет. В итоге зритель получает мультфильмы в духи «унылое говно», которые даже и посмотреть нет возможности, потому что денег на их продвижение никто не выделяет, студии же коммерческими делами заниматься не могут: «у нас тут искусство, а вы тут с коммерцией!»
Все так активно ссылаются на Татарского, мол, он такой молодец и бла-бла-бла. Да, он молодец, потому что знал, как зарабатывать деньги на своей профессии и при этом не скатиться на низкую пробу. По крайней мере, я этого человека запомнил именно так. Но только не забывайте, господа аниматоры, что ту же самую «Гору Самоцветов» двигал в первую очередь не он, а Георгий Васильев и его продюсерский центр «Аэроплан», с которым плотно сотрудничал уважаемый Александр Татарский. И именно этому центру принадлежат лавры попадания этого сериала на голубые экраны и на полки магазинов. Забыли? Конечно, забыли, ведь слово «продюсер» для вас матерное!

Смею уверить уважаемых читателей, что снизить стоимость производства анимационного фильма, чтобы выделить денег на его промо, более чем возможно. Зная устройство производства анимации изнутри, могу с полной ответственностью заявить, что все это тупо никому не нужно!

Куда идут деньги налогоплательщиков? Я никогда не стану заявлять, что студии бесятся с жиру, что денег завались, что все очень замечательно и прекрасно. Это будет чистейшей ложью. Все совсем иначе. Зарплаты у работяг-мультипликаторов не особо высокие (порой даже низкие), работы много, она по-настоящему тяжелая и выматывающая, текучесть кадров большая. Денег выделяется на проекты впритык. Но тут надо сделать одну маленькую, но крайне важную ремарочку. Впритык не денег, впритык организованы студии! Этот же объем работ может делать значительно меньшее количество работников, но за те же деньги и сроки. Для этого необходимо чуть-чуть походить по HR-рынку, чуть-чуть обновить технологии, чуть-чуть пересмотреть производственный процесс и почитать книгу Генри Форда «Моя жизнь, мои достижения».

Сегодня процесс работы над мультфильмами организован чрезвычайно неэргономично (видимо, чтобы кормить как можно больше людей: свои чуваки, надо им помочь, а вот этот вообще отличный парень, он так классно на гитаре играет!), а многолетний опыт наших заморских коллег никого не интересует: «Чужой жратвы не надобно, пусть нет, зато своя!» (А. Башлачев).

Кстати, по поводу этих несчастных, получающих мало. Бесят выступления режиссеров анимационных фильмов на фестивалях, начинающиеся со слов «Мой фильм...» Какой на хрен твой фильм?! Неужели люди, рисовавшие его, переживали работу над ним меньше? Неужели актеры, озвучивавшие его, болели за свою работу меньше? Неужели все прочие, работавшие над ним, думали о своей работе меньше? Откуда этот омерзительный эгоцентризм? Хочется процитировать Даниила Хармса про писателя и читателя. Ага!

На последнем суздальском фестивале художественный руководитель нашей студии общался на фуршете с журналисткой, которая «семь с лишним лет пишет об анимации» (кто знает, тот поймет). Так вот, эта журналистка только от нашего худрука узнала, что мультфильм зависит не только от режиссера, но и от многих других людей! Представляете?! Ей так ссали в уши все семь лет, что режиссер — это наираспупейший пуп земли, что она не только в это поверила, но даже и не могла понять, как может быть иначе.

Сейчас анимационная среда — это своего рода болотистая клоака, где слова «продюсер», «рынок», «самоокупаемость», «спрос» — матерные; где коммерчески успешный продукт «Смешарики» до сих пор не особо в почете, но деться уже некуда (хотя чмырили его все поголовно, мол, это не мультфильмы, это — навоз); где до сих пор тупо считают, что Flash — это Масяня, а Масяня — это главное вселенское зло!

Коллеги и друзья, вы не поверите, но производство анимационных фильмов — это рыночный процесс, анимационные фильмы — это рынок, это не только искусство, но и бизнес. Обратите свой взор на вами и нами любимого Уолта Диснея и поизучайте, как работает эта студия, как он организовывал трудовой процесс, как трудятся бизнес-модели этой компании до сих пор! Сериал «Смешарики» — вот продукт, нужный зрителю, а не унылое вгиковское говно на 15 минут под нудную музыку. Flash — это всего лишь технология, инструмент, как кисти и краски, а умение или неумение ее применять — это ваши личные сексуальные проблемы! Кстати, более половины фильмов, которые демонстрируются на Cartoon Network, сделаны при помощи Flash.

Жевание соплей: «Дядя Путин, дай нам денюжку, мы будем мультики снимать...» Грустно и смешно! Грустно, потому что режиссер, в чьи функции не входит искать финансирование, стоит понурый и с протянутой рукой. Смешно, потому что сперва ссаными тряпками гнали всех, кто имел отношение к продюсерской деятельности, а теперь приходится попрошайничать: дайте денег, кушать хочется. Но такова жизнь! Хотите жить — выживайте!

Есть законы рынка, дорогие мои. Есть потребительский спрос. Если вы делаете мейнстрим, тогда делайте его для масс! Если вы делаете маргинальные проекты — ориентируйтесь на то, сколько ваша публика готова заплатить за этот специфический продукт. Конечно же, нужно и то и другое, но и масс-культ, и проекты авторские должны быть по-своему экономически оправданы. Кстати, если вам какая-нибудь компания «Пыщь-пыщь» выделяет денег под ваше творчество — делайте что угодно, главное, чтобы пыщь-пыщу нравилось. А если вам выделяет деньги народ, главное — чтобы народу нравилось, а не вам! Если бы наша сегодняшняя анимация была по-настоящему интересна и нужна публике, была бы прибыльна, тогда частные инвесторы вместе с государственными фондами боролись бы за то, чтобы денег давать; и попрошайничать бы не пришлось!

Павел Мунтян

Comments
Page 1 of 4[1][2][3][4]

УРА

Спасибо за очень интересный и открывающий глаза пост.

к сожалению на просторах нашей Родины почему-то принято на любую инициативу реагировать изначально негативно. Причем замечено: чем больше выкладываешься, тем больше у людей желания плюнуть аккурат в душу художника (который, к слову, не только по призванию художник, но и по ПРОФЕССИИ). Профессионал- это тот кто делает свое дело хорошо, а тот кто делает свое дело хорошо, должен получать за это деньги. Вопрос, как ты правильно заметил, в задаче этого профессионала. А вот кто какие задачи перед собой ставит- это уже совершенно личное дело. И ты свои задачи, насколько я помню, никогда не скрывал, понятия не подменял, а просто занимался своим делом. Вот это достойно уважения.

Да всё это понятно.
Только мы, режиссёры и аниматоры, не можем по своей воле приглашать на студию продюсеров, мы не можем искать финансирование для студии - мы можем только уйти с одной студии на другую, или искать деньги на своё личное кино, решая проблемы личного выживания.
И ещё я не понял: у вас получается, что Васильев сделал всё, чтобы проект пошёл на телевидение и в продажу, а мы сделали такое унылое говно, что оно никому не нужно?
А хвалебные отзывы нам пишут жыжысты просто для того, чтоб сделать нам приятное?
Ну и со Смешариками сравнивать, конечно, не очень корректно: это, всё-таки, разные продукты - сериал и штучные мультфильмы.
По поводу эгоцентризма: у нас, вопщето, считается хорошим тоном сказать со сцены спасибо всем, кто участвовал в работе над фильмом, но употреблять в разговоре "наше кино" - как-то... эээ.. ну, не принято, что ли. И этим грешат не только режиссёры-аниматоры, и не только наши, российские. Меня, кстати, тоже не устраивает, что с игровой картиной на фестиваль едут режиссёры-актёры-композиторы , а с анимационной - только режиссёр.

Андрей, не так. Есть хорошие фильмы. Очень мало, но есть. Речь не об этом. Речь о том, что надо не только делать продукт, но также его еще и продвигать. Надо не просто что-то делать, а ориентироваться на рынок, а сейчас все показывают свои амбиции и занимаются самолюбованием.

прям програмная речь с броневичка. :))
поддерживаю по основным пунктам. С миром "ПРОФФЕСИОНАЛЬНОЙ" анимации у меня были только печальные столкновения.. хотя сам уже восемь лет почти зарабатываю исключительно анимацией, но до сих пор "профессионалом" не считаюсь, ибо веду себя странно, смею иметь свои представления обо всем.. включая и бизнес и хужожественные аспекты :)))) Пусть даже я и не прав, пусть даже и во многом.. кому какое дело? Всегда считал что главный бонус художника- самостоятельность суждений действий и стиля. Добится ее и держать. И буду дальше так считать. А "профессионалы" как хотят.. пусть играют в свои бухгалтерские игры..

Олег, давай не цепляться к терминам "профессионал -не профессионал". По сути: если бы развитие анимации у нас в стране пошло по веткам студий-сериальщиков и одиночек-короткометражников, то у нас сейчас не было бы ни "Винни-Пуха", ни "Прошлогоднего снега", ни "Ёжика в тумане". Да, современной молодёжи - похуй (так кажется, во всяком случае). А мне - не похуй.

(no subject) - (Anonymous)   Expand  

"Сериал «Смешарики» — вот продукт, нужный зрителю, а не унылое вгиковское говно на 15 минут под нудную музыку."
Ну да: многим вот тоже интереснее смотреть "Приключения Шурика", а не унылое тарковское ---. (Если чо - я не качество сравниваю, а подход; вместо Тарковского можно поставить Звягинцева и Лунгина, а вместо "Шурика" - мою прекрасную няню и нашу рашу).
Пусть же останутся одни смешарики! И поллитровая мышь.

мне кажется, что то, что называют унылым вгиковским говном, часто нельзя приравнивать к тарковскому, звягинцеву и лунгину. потому что унылое вгиковское говно в десятки сотен тысяч раз их непонятнее и из-за этого скучнее (для большинства людей, которые смотрели тарковского и вгиковское говно), что и делает его говном, собственно. в смысле, тут не в подходе дело, а в умении выбрать оригинальную мысль и донести ее до зрителя.
в смешариках и поллитровой мыши мало оригинальности, но много архетипичности, и их авторы снисходят до того, чтобы среднестатистический зритель их понял. тарковскому было плевать на среднестатистического зрителя, он был оригинал, которого надо утруждаться понимать. с точки зрения ленивого среднестатистического зрителя, это эгоизм. при этом контрольный пакет бабла у среднестатистического зрителя. что-то такое.

я ещё пять лет назад так думал и говорил! :)

только что толку? пока старую гвардию окончательно не вытеснит новое поколение - нихуя не изменится, Паша.

Да всё, пиздец, вытеснили. Ну кто у нас в рабочем состоянии остался из "старого поколения"?
Норштейн, Петров? И что - они кому-то мешают делать мультфильмы?
А что будет, когда в сок войдёт "новое поколение"? Ну вот как вы это себе представляете? Тотальное засилье "мультиков.нет"? Так ведь там - 99% абсолютно беспомощного унылого говна, сделанного "молодыми, амбициозными, свободными чуваками с широким кругозором".

(no subject) - (Anonymous)   Expand  

А я всё-таки уверен, что у нас в стране окупаемо то, что показывают по телевизору. Можно наугад взять из мультиков-нет любой мультег и показать по тв. Он заработает кучу денег. В принципе, нет разницы вообще, что делать. Главное, договориться с администрацией канала. Тогда можно по улице с голыми яйцами ходить!

Так тоже можно, только недалеко.

Да никого и никуда этот пост не призвал. Это был даже не крик - а так, - попытка вскрикнуть.
Народу нужны Смешарики? Народу нужна водяра, бабло и поибаться - и если это будет - народ готов что хочешь смотреть, хоть Достоевского во флеше....
Вы сначала, рупоры мультипликации, то говно за собой подотрите, которое называется новой переозвучкой старых работ 40-х,50-60-х, а потом на броневички залазьте.
Саша Петров вас всех одним мизинцем имеет...И без всяких бюджетов, криков и т.д. Одной только головой, талантом и трудолюбие,

во-во

пост отличный! комменты тоже ничего, больше смахивают на глюки, чем на мультики;)
так что, тоже "втыкнусь" до кучи...

толковый словарь гласит: Мультиплика́ция (от _la. multiplicatio — умножение, увеличение, возрастание, размножение) анима́ция ( _en. animation — одушевление, _la. animare — оживить). это я к тому, что никакого "увеличения и размножения" /в переносном смысле/ в анимации не происходит. это я только как зритель говорю. оно может и есть, но показывается на фестивалях, а нам как всегда залупу (извиняюсь).
Спасибо! благодаря этому посту, кое-что более-менее прояснилось...

по-поводу финансирования всегда и везде траблы, и не только в анимации. что не мешает творцам творить, а жаждущим зрелищ - находить. я о бахуринских "куклах" через интернет узнала, "подсадила" всех друзей/ но как-то слабо себе представляю, что смогла бы увидеть такое по телеку.
по-поводу, "по-настоящему интересно", первое что "всплывает" - Старевич. тоже как-то слабо верится, что все кругом ссали кипятком от его "тараканов", а признать признали и даже увековечили.
это я к тому, что сейчас чтобы продаваться... надо не только снова придумать колесо, телеграф и лампочку впридачу, но и самому поверить и других убедить, что это "лампочка в натуре".

в общем, ДОРОГИЕ МУЛЬТИПЛИКАТОРЫ, мы понимаем что "ващетруба", но очень надеемся и просим: ТВОРИТЕ!!! без мультиков мы пропадём;))

п.с. а, кое-что забыла, по-поводу коммента "свыше"... некоторым даже после "водяры, бабла и поебаться" Достоевский ни в каком виде не покатит, такова селяви%)

эм.. народ не быдло.

вся проблема в самоосозновании творца:

1. некоторые считают, что раз они что-то делают - им УЖЕ должны быть признательны "смотрите мои фильмы (мультфильмы) до тех пор, пока не поймете!". вот тогда это УГ зачастую.

2. зритель смотрит в экран, чтобы получить ответы на вопросы, которые его мучают, или о наличие которых он еще и не задумывался, но узнает о них из картины. - если воплотителям удастся совместить свое мастерство, талант, художественные задумки (и т.д.) с понимаемостью - это то, что нужно зрителю, и художнику, который и самореализоваться хочет, и не сидеть голодным и холодным и раздетым.
и. вопросы, которые мучаают даже обычного рядового зрителя распространяются далеко за обозначенные грани. не дистанцируйтесь, у вас же тоже потребности пошире.

3. иногда нужно просто расслабиться. почему бы и не повеселиться? но почему бы не сделать для этого качественную вещь? почему надо использовать стандартный набор гэгов? а потому что это проще, а бабло все равно срубится, так зачем напрягаться.

короче говоря, проблема в головах художников.

Об этом и речь. Спасибо за понимание.

В нашей анимации, по-моему, есть большая беда. Там не наблюдается системы ориентиров, которая есть в Голливуде, которая была в Советском кино (и соответственно анимации). Грубо говоря, нету школы, которая, хоть и давно просранная есть, например, у нашего театра. Большинство режиссеров не имеют метода, позволяющего им работать с драматическим материалом. Идут вслепую, наощупь. А таким макаром очень трудно воплотить художественный замысел, даже если он вдруг появится. Поэтому на фестивалях в большинстве своем и игнорируют драматическую составляющую фильмов, оценивая атмосферу, стиль, работу художника, но не то, что происходит в фильме, и происходит ли там вообще что-нибудь. А зритель-то тащит свои оболы в обмен на, пардон за выражение, катарсис, на переживания, а не для того, чтобы посмотреть красивые двигающиеся картинки. И продюсеры это знают. Другое дело, что они часто кормят зрителя говеными, говеномодифицированными переживаниями. Ну, коль уж других нет, то че делать-то...

Согласен

Если смотреть шире, то это можно было назвать в 1990-е "ИСЧЕЗНОВЕНИЕМ (или слом) РЕАЛЬНОСТИ". Что, с одной стороны, печально, но, с другой, не удивительно, так как одна эпоха ушла - приходила другая. Если хотите, произошла революция.

Но сейчас - самое время взглянуть на то, что у нас есть, здравым взглядом. Нужны какие-то системные меры.

(no subject) - (Anonymous)   Expand  
(no subject) - (Anonymous)

Андрей, ты у нас вообще герой!
Не хочу расхваливать, но факт остается фактом!

(no subject) - (Anonymous)   Expand  

Им сказал и тебе скажу:Государство клиет.Болшой и щедръй , однако клент.Если захочет арт для престижа- закзъвает.Если про наркотеги , про школу- заказъвает.Если клиент решил сам сожрат деньги, наступает катастрофа.Все просто.На одного клиента нету просперитета.
А деньги конечно наши.

меня настораживают люди, не ставящие пробелы после знаков препинания!

Page 1 of 4[1][2][3][4]